Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. *Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 79.
Основными элементами организации инклюзивного образовательного процесса являются: нормативно-правовое, кадровое, организационно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, организация универсальной безбарьерной среды, развитие толерантных отношений, создание воспитательной среды.
Созданная модель является многовариативной, гибкой, меняющейся с учетом всех особых образовательных потребностей детей. В центре модели - ребенок.
Выбор инклюзивной формы обучения ребенка с ОВЗ обусловлен вариантом АООП, готовностью образовательной среды к предоставлению специальных образовательных условий.
Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ осуществляется при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого- педагогический консилиум. Каждый специалист оценивает состояние психофизического развития ребенка, составляет индивидуальный коррекционный маршрут.
Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных, групповых коррекционно- развивающих занятий .
При индивидуальном обучении учитель имеет возможность адаптировать способы подачи материала, ориентируясь на возможности, потребности ученика.
Включение детей с ОВЗ в школьные мероприятия, проектную деятельность наравне со своими сверстниками способствует их самореализации в творческой деятельности, интеграции в социум, влияет на формирование личностных качеств .
Важным условием модели является активное сотрудничество с родителями, формирование у них ответственности за результаты развития ребенка.
Ценность модели: каждый ребенок с ОВЗ сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям, потребностям, найти свое место в жизни, реализовать свой жизненный шанс, потенциал.
• учет возрастных психофизических возможностей детей, структуры дефекта, степени, времени его возникновения, онтогенетических особенностей детей;
• единство диагностики, коррекции развития, анализа социокультурной ситуации развития ребенка;
• равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе обучения;
• развивающий характер деятельностный подход к обучению ;
В результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют все обучающиеся, а не только дети с ОВЗ.